Губина Н.В., учитель-логопед
МБДОУ «ДС № 108 г. Челябинска»
Цель: обогащение и систематизация представлений о зиме и зимних забавах
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• учить образовывать относительные прилагательные;
• совершенствовать навык образования существительных родительного падежа единственного и множественного числа;
• закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
• совершенствование навыка ведения подготовленного диалога;
• расширять навык построения разных типов предложений.
Коррекционно-развивающие:
• развитие и коррекция психических процессов;
• развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики;
• развитие дыхания, мимической мускулатуры.
Коррекционно-воспитательные:
• знакомство с поэтическим наследием России;
• создание положительного эмоционального настроя;
• умение слушать инструкцию педагога, ответы товарищей;
• умение работать в коллективе;
• воспитание положительного отношения к здоровому образу жизни.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: картина «Зима», мешок со снежками, перчатки, снеговик, нос, глаза, шарф, ведро, пуговицы, разрезные картинки «зимние забавы», снежинки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Дети входят в зал. Педагог обращает внимание на картину и читает отрывок стихотворения И. Сурикова «Зима».
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
2. Образование относительных прилагательных
- Ребята, какое время года на картине? (ответы)
- Что происходит в природе зимой? (ответы детей)
- Скажите, какая может быть погода зимой?
Логопед предлагает варианты: Если на улицы мороз, то погода ……. (образование прилагательных от существительных: холод, снег, ветер, вьюга).
3. Пальчиковая гимнастика «Снежок»
- Да, ребята, зимой очень много снега, сугробов. Ой, посмотрите, а здесь сугроб, да нет, это мешок. Интересно, что в нем? (мешок со снежками).
А вы любите играть со снежками? (ответы детей)
Сейчас мы поиграем. Повторяйте за мной.
Я снежок в руке катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Ты снежок скорей бери!
И ко мне в мешок неси.
4. Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики
- Ребята, ручки то у нас замерзли, мы их сейчас погреем. У меня есть волшебные перчатки. Садитесь за столы. Надевайте перчатки. Я вам расскажу сказку о Веселом язычке. Слушайте внимательно и повторяйте за мной.
Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень удивился. Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5).
Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика.
Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»).
Язычок подмигнул снеговику сначала одним глазком, потом другим (подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым). Вот какого снеговика слепил Язычок!
6. Игра «Чего не хватает»
- Снимайте, ребята, перчатки. Молодец Язычок, постарался, слепил снеговика. (Логопед достает снеговика без носа, глаз……)
- Ой-ой-ой, что-то здесь не так. Ребята, чего нет у нашего снеговика? Начните свой ответ словами – У снеговика нет……. (носа, глаз, ведра, шарфика, пуговиц).
Поиграем в игру «Собери снеговика».
Молодцы, ребята, посмотрите какой красивый снеговик.
7.Физминутка «Веселый снеговик»
8. Игра «Разрезные картинки»
А возле снеговика лежит конверт, я поняла, он с нами хочет поиграть. Сейчас посмотрим, в какие игры любит играть снеговик. Открывайте конверты. (Разрезные картинки «Зимние забавы»)
- Что изображено на картинке? Чем любит заниматься снеговик зимой (снеговик любит кататься на лыжах, играть в снежки, кататься на санках…)
Вот какой у нас веселый, спортивный снеговик. Что бы кататься на лыжах, на санках, коньках – надо быть здоровым, а для этого надо закалятся и питаться правильно.
9. Итог занятия.
- Вот теперь мы знаем любимые игры снеговика и его друзей. А теперь, вы, расскажите снеговику, в какие игры мы с вами играли сегодня (ответы детей).
В какое время года можно играть в эти игры? (ответы детей).
- Снеговику очень понравилось с вами играть, и он дарит вам снежинки.