Сайт МБДОУ «ДС №108 г.Челябинска» |
Сведения обобразовательной организации | |
Анкетирование | |
РМКДО | |
|
| | |
|
Советы инструктора по физической культуре
Профилактика плоскостопия. |
У ребенка до трех лет только плоская стопа, без признаков отклонения пятки кнаружи, — не болезнь, а физиологическое явление.
У ребенка старше трех-четырех лет наличие плоских стоп — уже патология. Хорошо известно, что запущенные случаи плоскостопия нередко влекут за собой глубокие расстройства здоровья и даже приводят к инвалидности.
Для плоской стопы характерно опухание продольного или поперечного вола. При этом ходьба и бег нарушаются, а в дальнейшем появляются другие неприятные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.
Различают врожденное и приобретенное плоскостопие. Приобретенное, в свою очередь, подразделяется на рахитическое, паралитическое, травматическое и статическое плоскостопие.
Наиболее часто встречается приобретенное плоскостопие, и в подавляющем большинстве случаев в форме статического плоскостопия. Слабость мышц стопы и голени как частичное проявление общей функциональной слабости организма является основной причиной статического плоскостопия.
Необходимо особенно подчеркнуть важность борьбы с плоскостопием в детском возрасте, так как плоскостопие у взрослых образуется в результате предрасположения к нему в детском возрасте, отсутствия мер его профилактики и своевременного лечения средствами физической культуры.
Поскольку плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто (15 — 23 процентов случаев), для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно его выявить и применить рациональные профилактические меры. Если вы сомневаетесь в выраженности продольных сводов, можно проверить отпечатки стоп.
В норме стопа опирается о землю пяточной костью и головками плюсневых костей, внутренняя ее часть не кажется земли, что хорошо видно по отпечатку подошвы. Обычно плоскостопие в запущенных случаях сопровождается отклонением большого пальца наружу. Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов и предметов; она быстро утомляется и легко подвергается деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончании ее тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов стопы.
Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и обувь. Правильно подобранная, удобная обувь чрезвычайно важна для полноценного развития стоп ребенка.
Тесная обувь, как и очень свободная, вредна и может являться даже причиной некоторых заболеваний стоп.
Короткая и узкая обувь ограничивает движение в суставах, практически полностью исключает движения пальцев, приводит к их искривлению, врастанию ногтей, а также нарушает потоотделение и кровообращение. Поэтому ноги в тесной обуви быстро замерзают, а холодные стопы — частая причина простудных заболеваний, воспалительных процессов в почках и мочевом пузыре.
Слишком широкая и свободная обувь приводит к нестабильности стопы при движении, в результате чего нарушается походка, и даже возможны подвывихи в голеностопном суставе.
Для того чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы ребенка. Следует знать, при нагрузке он увеличивается, и в длину, и в ширину. Поэтому измеряйте размер стопы только у стоящего ребенка.
В основе профилактики и лечения плоскостопия лежит укрепление мышц, сохраняющих свод. Рекомендуется носить удобную обувь и не допускать чрезмерных нагрузок на ноги.
Следует обращать внимание на правильную осанку, на параллельную постановку стоп при ходьбе и в положении стоя. Ходьба с разведенными носками перегружает внутренний край стопы и, следовательно, ведет к ее деформации. Регулярное выполнение физических упражнений благотворно сказывается и на состоянии опорно-двигательного аппарата. Укрепление мышц, связок, суставов на основе общего укрепления организма способствует профилактике деформаций опорно-двигательного аппарата в целом и плоскостопия в частности.
Борьба с развивающейся нервно-мышечной недостаточностью является основным условием для успешной профилактики и лечения плоскостопия.
Помочь предупредить плоскостопие у детей могут регулярные занятия коньками, лыжами. Тем же, у кого нет возможности для таких тренировок, рекомендуем специальные упражнения.
Систематические занятия специальными корригирующими физическими упражнениями способствуют развитию и укреплению мышц, связок и суставов, участвующих в нормальной работе сводов стопы.
Рекомендуются следующие физические упражнения (выполнять их следует босиком):
1. Стоя прямо за спинкой стула, носки и пятки сомкнуть, руками опереться о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню, перенеся тяжесть тела на внешнюю сторону стопы.
2. Стоя, попробуйте развести пальцы ног как можно шире (растопырить) или попробуйте сыграть ими гамму. Это сложное, но очень полезное упражнение.
3. Стоя в основной стойке, руки на поясе. Поднять пальцы кверху, вернуться в и. п. (10 — 15 раз).
4. Стоя ноги врозь, стопы параллельны, руки в стороны. Выполнить присед, не отрывая ступней от пола. Встать в и. п. (6 — 8 раз).
5. Стоя, поднять левую (правую) ногу, повернуть стопу кнаружи, затем внутрь. Повторить 4 — 6 раз.
6. Стоя. поднять левую (правую) ногу. Круговые движения стопой.
7. Лежа на спине, ноги врозь. Скользить стопой правой ноги по голени левой (подошвенной поверхностью стопы пытаться охватить голень, пальцы сгибать).
8. То же, но другой ногой.
9. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах и упираются в пол. Поочередно отрывать пятки от пола.
10. То же, но отрывать пятки от пола одновременно (передний отдел стопы касается пола).
В первые занятия достаточно включить 3 — 4 специальных упражнения для различных групп мышц. В дальнейшем можно увеличить их число до 6. Каждое упражнение следует повторять вначале 4 — 6 раз, затем число повторений постепенно увеличьте до 10.
Если ребенок жалуется на боли в ногах, чувство тяжести, быструю утомляемость, целесообразно, предварительно проконсультировавшись с ортопедом и убедившись в правильности диагноза — плоскостопие, применять массаж стоп и голеней, теплые ванночки, специальные стельки, рекомендованные врачом.
Подготовила: Инструктор по физической культуре: Копать Е.В.
Формирование правильных навыков стояния, ходьбы. |
Формирование правильного навыка стояния
При стоянии следует ставить стопы параллельно, на небольшом расстоянии друг от друга.
Тяжесть тела должна равномерно распределяться на пятку и носок и падать на внешний край стопы.
Чтобы ребенку было понятнее, что от него требуют, попросите его слегка приподнять большие пальцы ног, не отрывая остальных от опоры.
Это упражнение можно и нужно выполнять часто, несколько раз в день, дома и на улице, используя любую возможность. Обувь, если она правильно подобрана, не мешает движениям.
На прогулке старайтесь творчески использовать неровности рельефа, приспособления на детской площадке. Детям очень полезно стоять (а лучше, ходить) по скошенной доске, бревну, балансировать на округлых камнях, передвигаться по небольшим камешкам, кочкам. Дорожку из округлых камешков можно выложить на дачном участке или детской площадке.
Формирование правильного навыка ходьбы
При ходьбе важно, чтобы стопы шли параллельно. Недопустимо разворачивать носки внутрь или кнаружи, в обоих этих случаях нагрузка на стопы будет неравномерной.
Если ребенок ходит, поворачивая стопы внутрь (косолапит) то необходимо предлагать ему, противодействуя этой привычной установке, ходить, слегка разворачивая носки. С целью коррекции походки можно использовать специальные дорожки, которые выкладываются из кирпичей или других подручных материалов.
При ходьбе с разворотом носков кнаружи («балетная походка») предлагайте ребенку пройти по «узкой дорожке» шириной до 15-20 см, по бортику тротуара, бревну, доске и т. п.
Задолго до того, как психология оформилась в самостоятельную науку, французский сапожник Жан-Батист де Андре и его итальянский коллега Сальваторе Ферламо по тому, как стерты подметки у того или иного человека, делали выводы о его характере: стерта по всей ширине — тихоня; стерта лишь внутренняя сторона — жаден; стерта внешняя сторона — расточителен; стерты задники каблуков — упрям, неуступчив. Высказывалось даже предположение основать новую науку — скарпологию — для определения характера человека по его обуви. Но практическая ценность ее была бы невелика: ведь ходить в стоптанной обуви большинство людей не желает.
Однако кое-какие выводы, осматривая поношенную обувь, сделать можно. При нормальном положении пятки в обуви каблук изнашивается равномерно сзади, чуть больные с наружной стороны. При плоскостопии износ каблука вдет преимущественно по внутреннему краю. Если каблуки сильно стираются с внутренней стороны и, кроме того, задняя часть обуви «заламывается кнаружи», это свидетельствует о плоско-вальгусных стопах. Косолапость проявляется в сильном снашивании каблука по наружному краю и «заламыванию» обуви кнутри. Каждый человек имеет свою индивидуальную форму стопы и соответственно ей изнашивает обувь. Поэтому донашивать чужую, пусть крепкую и красивую, обувь ни к коем случае нельзя, особенно детям.
Подготовила: Инструктор по физической культуре: Копать Е.В.
| |
| | |
|
|
|
Информация обобразовательной организации | В нашем детском саду функционируют 12 групп, из них 4 группы компенсирующей направленности, 3 группы комбинированной направленности и 1 группа кратковременного пребывания. Детский сад посещают 242 ребенка. |
Еще немного обобразовательной организации | |
Госуслуги |
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
|
Оценка образования |
|
Защита перс.данных |
|
|